«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»
«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Интервью с вице-президентом ОАО «АК «Транснефть» А.А. Безверховым


Значение строящегося нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан для укрепления экономической мощи нашей державы невозможно переоценить. Именно поэтому и у нас в стране, и за рубежом так велик интерес общества к созданию Восточного маршрута транспортировки российской нефти. Сооружение уникальной во всех отношениях нефтепроводной системы в сложнейших природно-климатических условиях ведет компания «Транснефть». О ходе дел на строительстве нефтепровода ВСТО корреспонденту журнала «ТТН» рассказал вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Анатолий Александрович БЕЗВЕРХОВ.

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Анатолий Александрович, Вы занимаетесь практической реализацией проекта нефтепровода ВСТО буквально «с первого колышка». Какие моменты Вы могли бы назвать как узловые в ходе строительства?

Узловых моментов в строительстве любого трубопроводного проекта всегда много, тем более такого глобального, как ВСТО, который включает в себя все объекты, которые только могут быть в нефтепроводном транспорте: линейную часть протяженностью около 3 тыс. км, головные и промежуточные нефтеперекачивающие станции, резервуары, современные системы связи, телемеханики и автоматики, океанский нефтепорт с портовыми сооружениями, нефтебазой, железнодорожной эстакадой, причалами, системами управления движением судов и т. д.

Во-первых, это управленческие вопросы. С этой целью решением Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» были созданы два дочерних общества компании – ООО «ЦУП «ВСТО», на которое возложены обязанности заказчика-застройщика в рамках проекта ВСТО, и ООО «Востокнефтепровод», которому поручены функции инвестора и в дальнейшем эксплуатирующей организации.

Уже в феврале 2007 г., т. е. фактически через полтора месяца после образования, эти предприятия приступили к полноценной практической работе по реализации проекта.

Помимо центрального офиса ООО «ЦУП «ВСТО», расположенного в г. Ангарске, для координации действий и оперативного выполнения задач была создана система линейных штабов и участков, базирующихся непосредственно на местах строительства.

Другой важнейший аспект – организация логистики по доставке материально-технических средств, техники и людских ресурсов на объекты строительства.

Особенности региона строительства (а это значительные температурные амплитуды от –50 до +50 оС, перепады высот, многолетнемерзлые и вечномерзлые грунты, которые составляют порядка 20 % трассы, отсутствие не только развитой, но и на некоторых участках какой-либо инфраструктуры вообще) явились серьезным вызовом для организации работ, учитывая сжатые сроки строительства.

К примеру, на участке строительства Усть-Кут – Талаканское месторождение – г. Алдан (около 1,9 тыс. км) доставка техники и грузов возможна только речным транспортом по р. Лене в период навигации – с середины мая до начала сентября. При том что это единственно возможный вид транспорта в регионе для всех перевозчиков, включая нефтяников и лесопереработчиков, обеспечивающий завоз грузов на север, имеющий к тому же ограничения по грузообороту судовых компаний.

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Осенью 2007 г. стало известно о несоблюдении сетевого графика сооружения нефтепровода ВСТО. Руководством компании «Транснефть» были озвучены проблемы строительства Восточной магистрали, главная из которых – невыполнение подрядчиками взятых обязательств. Какие меры были приняты «Транснефтью» для исправления ситуации?

Мы внимательно проанализировали сложившуюся ситуацию. Основные причины, повлиявшие на несоблюдение сетевого графика, – это просчеты при выполнении проектно-изыскательских работ в условиях спешки в связи со значительным увеличением протяженности трассы и организационно-технические ошибки генподрядных строительных организаций.

С добросовестными подрядчиками «Транснефть» перешла на прямые договоры. Что касается участков трассы, которые были проблемными, то туда приглашены организации, которые реально будут и уже выполняют строительно-монтажные работы. Мы финансируем их работу напрямую из «Транснефти», а не через генподрядчика.

Эти меры позволили увеличить суточные темпы сварки трубы в «нитку» в период с декабря по март с 2 до 5,5 км.

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Расскажите, пожалуйста, о системе тендеров «Транснефти» на выполнение различных видов работ для проекта ВСТО.

Проведение тендеров по выбору подрядных организаций для выполнения работ на объектах ОАО «АК «Транснефть» осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации, внутренних нормативных документов компании, соответствующего Положения компании. Данной процедуре предшествует предварительный квалификационный отбор. Конечно же, все подрядные организации для участия в тендере должны иметь соответствующие разрешительные документы (лицензии Госстроя и т. д.).

Несмотря на затруднения в ходе строительно-монтажных работ (СМР), серьезный прогресс в реализации проекта очевиден. За счет каких ресурсов удалось выйти на сегодняшние темпы?

Как я уже говорил, компанией определены, разработаны и соблюдаются специальные требования, предъявляемые к подрядным организациям, работающим на объектах нефтепровода ВСТО.

Помимо этого нами реализован ряд дополнительных организационных мероприятий по подготовке к строительству, которые позволили в зимний период с октября 2007 г. по апрель 2008 г. включительно сварить порядка 750 км трубы (это 28 % протяженности всей трассы и около 36 % от всего объема работ по сварке труб), а также выполнить засыпку 622 км трубопровода. Для сравнения, за аналогичный период 2006–2007 гг. было сварено 574 км, засыпано 466 км построенного трубопровода.

Что делается для обеспечения социально-бытовых условий строителей в районах сооружения трассы нефтепровода?

Учитывая тот факт, что объекты строительства нефтепровода ВСТО расположены в сложных климатических условиях, в районах с ограниченной инфраструктурой, вопросы размещения строительных бригад решались уже на стадии проектных работ при разработке проектов организации строительства.

Непосредственно вблизи строящихся объектов нефтепровода предусмотрено размещение городков строителей. Городки, как правило, представляют собой либо передвижные вагоны-домики, либо быстровозводимые здания, устанавливаемые на охраняемой огороженной территории.

В городке в обязательном порядке обустраиваются столовая, баня, прачечная, сушилка, узел связи, словом, все то, что даже в тайге позволит строителям чувствовать себя как дома, не отказываясь от благ цивилизации во время работы и отдыха.

Как взаимодействуют строители магистрали ВСТО с нефтедобывающими компаниями? Какие проблемы, связанные с сооружением нефтепровода, приходится решать совместно? Как Вы оцениваете текущие строительные работы с учетом скорректированных сроков сдачи в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО?

Особых проблем во взаимоотношениях с нефтедобывающими компаниями мы не испытываем. Есть рабочие моменты – согласования пересечения коммуникаций, подсоединений нефтепровода, совместные решения по реализации проекта.

Так, в феврале 2008 г. президент «Транснефти» Н.П. Токарев встречался с руководителями «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР, подрядными организациями для обсуждения планов взаимодействия при строительстве трубопроводной системы и перспективного сотрудничества.

Что касается сроков сдачи трубопроводной системы в эксплуатацию, то никого из нефтяников мы не заставим ждать. Увеличение объемов добычи нефти, планируемой к поставкам в Восточный нефтепровод, по динамике совпадает с нашими темпами. Например, «Сургутнефтегаз» намерен сдавать с Талаканского месторождения 180–200 тыс. т нефти в месяц уже в этом году. Компания будет готова к ее перекачке в западном направлении в реверсивном режиме в IV квартале 2008 г.

Кроме того, проект ВСТО привлекателен для нефтяных компаний еще и тем, что прохождение трассы в непосредственной близости от месторождений позволит им сэкономить значительные средства на строительстве промысловых трубопроводов. К примеру, «Сургутнефтегазу» не придется прокладывать 600-километровый подводящий нефтепровод от Талакана до Усть-Кута, а ТНК-BP получает возможность оптимизировать затраты на освоение Верхнечонского месторождения.

Какие производственные мощности и трудовые ресурсы задействованы на строительстве комплекса ВСТО-1 в настоящее время? Как выстроена схема участия дочерних обществ «Транснефти» в сооружении объектов нефтепровода? В какой степени востребованы на строительстве местные кадры?

Всего непосредственно на объектах строительства задействовано свыше 8 тыс. человек, из которых примерно 1680 – местные жители, и около 3,1 тыс. единиц техники.

Местных жителей больше всего занято на объектах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) – 1148 человек, 480 человек занято на объектах в Иркутской области, 52 человека – на проведении работ по благоустройству завершенного строительством участка в Амурской области.

Дочерние общества ОАО «АК «Транснефть» также были привлечены к строительству нефтепровода ВСТО в 2007 г. Подразделения «дочек» компании оказали неоценимую помощь на участке линейной части Тайшет – Усть-Кут, при сооружении ГНПС «Тайшет», НПС № 4 «Речушка», НПС № 10 «Талакан».

По-прежнему на трассе в качестве субподрядчиков работают такие строительные организации, как ООО «Омскнефтегазспецстрой» (ОАО «Транссибнефть»), ООО «Волга-нефтегазспецстрой» (ОАО «Верхневолжскнефтепровод»), ООО «КСУ «Сибнефтепроводстрой» (ОАО «Сибнефтепровод»), а также ОАО «Волжский подводник».

Что можно сказать сегодня о работе китайского субподрядчика – компании СРР, задействованной на прокладке нефтепровода по территории Южной Якутии? Насколько целесообразным видится продление договора с СРР после окончания срока его действия в конце июля 2008 г.?


В начале работ к компании СРР действительно было много вопросов, как по качеству, так и по срокам строительства, но в процессе выполнения строительно-монтажных работ положение дел постепенно выправилось.

При этом хотелось бы отметить, что китайские рабочие в большинстве своем не имеют достаточного опыта выполнения СМР такой сложности. К сожалению, были ошибки, сейчас исправляются допущенные в работе недочеты.

Что касается продления договора с СРР, то данный вопрос, в первую очередь, находится в компетенции генподрядной организации, для «Транснефти» главное – это сроки и качество выполнения работ.

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Как обстоят дела с электроснабжением и связью в районах строительства нефтепровода?

Как я отмечал ранее, отсутствие и ограниченность сетевой инфраструктуры в регионе являются серьезной проблемой строительства.

Например, электроснабжение НПС «Талакан» будет осуществляться от Талаканской газотурбинной электростанции ОАО «Сургутнефтегаз», а НПС «Киренск» – от НПС «Талакан» по линиям ВЛ-110 кВ общей протяженностью 230 км.

Вопросы организации связи и электроснабжения объектов нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан решаются, в основном, в рабочем порядке.

Однако до настоящего времени нет решения по вопросу обеспечения двумя независимыми источниками энергоснабжения нефтеперекачивающей станции № 17 в районе г. Алдана в Республике Саха (Якутия), т. е. по первой категории надежности, согласно РД компании.

Требование обеспечения энергопотребителя по первой категории надежности будет выполнено за счет подсоединения его ко второму независимому источнику энергоснабжения после строительства ВЛ-220 кВ Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах – Томмот – Майя, предусмотренной федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.».

Для выполнения строительства указанной ВЛ-220 кВ необходимо решить вопрос о переносе финансирования в рамках федеральной целевой программы с 2013 г. на 2008–2009 гг., что неоднократно обсуждалось на совещаниях в Правительстве РФ, где были даны соответствующие поручения Минрегиону, Минэкономразвития, Минфину и Минтрансу России. Однако данные поручения до настоящего времени в полном объеме не выполнены.

Другой сложный вопрос – электроснабжение НПС № 14. С этой целью проектом предусмотрено строительство автономной дизельной электростанции расчетной мощностью около 15 МВт, работающей на сырой нефти. Этой мощности достаточно для электроснабжения объектов первой очереди нефтепровода ВСТО пропускной способностью до 30 млн т в год. В то же время при полном развитии системы ВСТО до 80 млн т нефти в год потребуется подключение дополнительного источника внешнего электроснабжения.

Таким образом, для надежного электроснабжения НПС № 14, а также в дальнейшем объектов второй очереди нефтепровода ВСТО от двух независимых источников необходимо строительство второго источника электроснабжения, который может быть обеспечен ВЛ-220 кВ Сунтар – Олекминск, не предусмотренной ни одной из действующих федеральных целевых программ. Поэтому со стороны соответствующих министерств и ведомств требуется включение в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» финансирования и строительства ОАО «ФСК ЕЭС» ВЛ-220 кВ Сунтар – Олекминск.

В условиях бездорожья большая роль в обеспечении стройки всем необходимым принадлежит водному транспорту. Какие задачи ставит «Транснефть» перед навигацией-2008?

Навигация – это, как я уже сказал, один из самых серьезных и ответственных вопросов при реализации проекта ВСТО. Основной объем грузов был перевезен еще в 2007 г. – всего 1036 тыс. т, в том числе 452 тыс. т трубной продукции (100 % труб). В 2008 г. в период навигации (май–сентябрь) планируется завершить поставку материалов и оборудования, прежде всего на НПС, и перевести речным транспортом 150 тыс. т материалов для строительства объектов нефтепровода ВСТО.

Как складываются взаимоотношения строителей с местными органами власти?

Реализация проекта нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан имеет целый ряд задач. Это промышленное и социальное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, подъем смежных отраслей промышленности, прежде всего нефтегазодобывающей, а также закрепление в регионе сокращающегося населения. В геополитическом и внешнеэкономическом ключе – это расширение присутствия России на динамично развивающихся мировых рынках.

Важно, что нефтепровод ВСТО способствует освоению территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока. Помимо прямых выгод (налоги, новые рабочие места) строительство нефтепровода стимулирует поиск новых и ввод в эксплуатацию существующих нефтяных месторождений, что придаст значительный импульс развитию ТЭКа и других отраслей народного хозяйства.

В целом, в администрациях регионов Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, где ведется и будет вестись строительство, прекрасно это понимают.

Отношения с руководителями администраций всех субъектов Российской Федерации компания всегда строит на деловой и конструктивной основе. В администрациях регионов существует понимание значимости проекта ВСТО.

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

«Транснефтью» было разработано около 70 новых нормативных документов для создания специально адаптированной методологии проектирования нефтепровода ВСТО. Каков практический эффект от разработки спецрегламентов?

Все регламенты в компании разрабатываются с целью достижения максимальной эффективности как при строительстве, так и при эксплуатации объектов нефтепроводного транспорта.

Эти же требования касаются регламентов для нефтепровода ВСТО – все они направлены на повышение качества строительства и на соблюдение экологической безопасности проекта. В этих нормативах, имеющих статус стандартов предприятия, установлены общие и специальные нормы проектирования и строительства объектов магистрального нефтепровода и требования к характеристикам эксплуатируемых объектов, закупаемому оборудованию, комплектующим изделиям и материалам, а также к исполнителям работ и оказываемым ими услугам.

Специальные нормы прошли экспертизу промышленной безопасности, согласованы Минэнерго и Минрегионразвития России.

Как показывает практика, формирование необходимого состава типовых проектов и технических решений при проектировании обеспечивает надлежащее качество, унификацию и сокращение сроков реализации проектов.

Строительство нефтепровода взято под особый контроль Министерством охраны природы Якутии. Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии «Транснефти» с данным ведомством и местными природоохранными организациями.

Компания ведет большую работу по обеспечению всестороннего взаимодействия с органами власти Республики Саха (Якутия) и заинтересованными региональными общественными организациями.

Так, 25 января 2008 г. в г. Якутске заместителем председателя Правительства республики А.И. Степановым было проведено заседание круглого стола с участием представителей региональных органов власти, общественных экологических организаций, местных научно-исследовательских и проектных институтов. Со стороны ОАО «АК «Транснефть» в совещании приняли участие, кроме представителей самой компании, специалисты ООО «ЦУП «ВСТО», ООО «Востокнефтепровод», проектных институтов, участвовавших в разработке проекта ВСТО. В ходе работы круглого стола был рассмотрен широкий спектр вопросов, касающихся обеспечения экологической безопасности и соблюдения природоохранного законодательства.

На все прозвучавшие вопросы и предложения представителями компании были даны подробные и обоснованные ответы и комментарии.

Кроме того, компанией «Транснефть» организован и осуществляется постоянный экологический мониторинг состояния окружающей среды на этапе строительства системы ВСТО. Ежеквартально ООО «ЦУП «ВСТО» направляет результаты мониторинга в Министерство охраны природы и Правительство Республики Саха (Якутия).

Обязательства «Транснефти» по охране окружающей среды распространяются и на подрядные организации. Какие механизмы соответствующего воздействия на подрядчиков имеются у компании?

ОАО «АК «Транснефть» определяет своим высшим и неизменным приоритетом охрану окружающей среды. В компании сформулирована и реализуется Экологическая политика, одной из задач которой является снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет повышения экологической безопасности объектов трубопроводного транспорта, сокращения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и отходов производства.

Подрядные организации, выполняющие работы на объектах компании, принимают на себя обязательства по соблюдению высоких требований в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Обязательное условие контрактов на производство СМР на объектах нефтепровода ВСТО – выполнение подрядными организациями систематической уборки, очистки объектов от строительных и бытовых отходов с их последующим вывозом на специализированные полигоны, для чего заключаются соответствующие договоры. Помимо этого подрядчиками в полном объеме выполняются работы по техническому и биологическому этапам рекультивации земель, без проведения которой ни одного метра земли не может быть сдано землепользователю.

В соответствии с действующим законодательством подрядчиками оформляется разрешительная документация на выбросы, сбросы и размещение отходов, а также производятся обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Приемка законченного строительством объекта осуществляется лишь после предъявления исполнителем работ подтверждения о выполнении им вышеназванных требований и условий. Следует отметить, что всеми подрядными организациями осознаются необходимость и ответственность за соблюдение экологического законодательства, действующих требований и стандартов.

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Что делается в настоящее время в плане практической реализации второй очереди нефтепровода ВСТО? Когда компания намерена завершить разработку проектной документации ВСТО-2?

Реализация второго этапа строительства системы ВСТО поддержана поручением В.В. Путина – в то время Президента Российской Федерации – от 10 августа 2007 г. № Пр-1465 и предполагает строительство нефтепровода на участке Сковородино – спецморнефтепорт (СМНП) Козьмино.

Трасса нефтепровода ВСТО-2 общей протяженностью около 2,1 тыс. км пройдет по территории Амурской, Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.

Компанией разработана Декларация о намерениях строительства нефтепровода ВСТО-2, которая согласована с администрациями регионов прохождения трассы, получены разрешения на производство изыскательских работ.

В районах предстоящего строительства проведены общественные слушания по проекту ВСТО-2. Завершение разработки ТЭО (проекта) планируется в конце 2008 г.

Как сегодня обстоят дела со строительством нефтепорта в бухте Козьмино?

Спецморнефтепорт Козьмино предназначен для приема нефти по железной дороге, ее хранения и налива в суда для дальнейшей транспортировки потребителю.

В составе перегрузочного комплекса предусматривается строительство сливной железнодорожной эстакады, нефтебазы с резервуарным парком 350 тыс. м3, морского нефтеналивного терминала.

Строительству объектов СМНП Козьмино предшествовали конкурсные торги по выбору подрядных организаций. В настоящее время получено разрешение на строительство, оформлены допускные документы, завершается мобилизация на объекты людских и технических ресурсов.

С апреля текущего года ведутся работы по обустройству городков строителей, вырубке леса, завозу инертных материалов, оборудования и вертикальной планировке площадок строительства. Начаты дноуглубительные работы в акватории, ведутся работы по строительству оснований и отгрузке резервуаров вместимостью 50 тыс. м3 на нефтебазу Козьмино и т. д.

ОАО «РЖД» разработало схему модернизации своих объектов в связи с реализацией проекта ВСТО. Расскажите, пожалуйста, подробнее об осуществлении железнодорожниками комплекса мер по усилению подъездных путей к терминалу на побережье Тихого океана.

В рамках реализации первого этапа проекта ВСТО предусматривается строительство объектов нефтепроводного транспорта (линейная часть, НПС и др.) на участке Тайшет – Сковородино. Дальнейшая транспортировка нефти в объеме 15 млн т в год осуществляется железнодорожным транспортом от станции Сковородино Забайкальской железной дороги до СМНП Козьмино (станция Находка – Восточная Дальневосточной железной дороги).

Для обеспечения бесперебойной перевозки 15 млн т нефти от железнодорожной эстакады Сковородино до СМНП Козьмино необходимо выполнить комплекс работ по развитию путей общего пользования ОАО «РЖД» (путепроводную развязку на двух уровнях, железнодорожный мост через р. Партизанка и т. д.).

В настоящее время ОАО «АК «Транснефть» совместно с ОАО «РЖД» определены границы ответственности за выполнение работ по строительству объектов путей общего пользования и объектов путей необщего пользования, т. е. объектов компании (железнодорожных сливных эстакад, резервуаров и других сопутствующих сооружений).

По итогам совместного совещания, ОАО «РЖД» подтвердило готовность выполнить все работы по проектированию и строительству, в том числе за счет средств федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.».

«Строительство нефтепровода ВСТО – это бесценный опыт компании»

Что из опыта строительства первой очереди нефтепровода ВСТО было бы целесообразно применить при сооружении комплекса ВСТО-2?

Считаю, что полученный при строительстве первой очереди нефтепровода ВСТО опыт необходимо использовать целиком и полностью не только при сооружении комплекса ВСТО-2, но и при реализации других проектов ОАО «АК «Транснефть».

Это касается и организационных, и производственных вопросов, таких, как проектирование, организация строительства, технология строительства объектов в условиях вечной мерзлоты, в скальных грунтах с применением взрывных работ, взаимодействие с местными органами власти и многое другое. Мы строим магистраль уже два года, у нас было время понять и осознать допущенные ошибки и, сделав выводы, не допускать подобного в будущем и обеспечить в установленные сроки исполнение взятых обязательств по реализации проекта.

Источник: ОАО «Транснефть»

#1 написал: sexuqojb
 



Группа: Гости
Регистрация: --
Все самые супер фильмы только у нас: смотреть онлайн комедии и фантастика, мультфильмы и сериалы; приходи и смотри - самый лучший онлайн киносайт onlyfilmy.ru!
 
 
Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать    
 
 
#2 написал: yiqetupb
 



Группа: Гости
Регистрация: --
Все самые лучшие премьеры только на нашем сайте: комедии смотреть онлайн бесплатно и фантастика, мультфильмы и ужасы; приходи и смотри - самый лучший онлайн портал onlyfilmy.ru!
 
 
Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать    
 
 
#3 написал: nihesorg
 



Группа: Гости
Регистрация: --
Вам нравятся оригинальные рецепты? Предлагаем вам рецепты скрипкиной с фото.
 
 
Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать    
 
 
#4 написал: foxohowt
 



Группа: Гости
Регистрация: --
Когда начинать наружнюю отделку дома? Вам подскажут на строительном форуме.

Хороший блог о спорте поможет быть в курсе всех новостей.

Большой денежный заработок на файлах
 
 
Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать    
 
 
#5 написал: sorelotj
 



Группа: Гости
Регистрация: --
Веселые и забавныее поделки своими руками, их может сделать даже малыш.

Гы, а Что такое тиц?

Скачать Миссия невыполнима 4 торрент бесплатно тут, а также смотреть эту киношку онлайн!
 
 
Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать    
 
 
#6 написал: becezonl
 



Группа: Гости
Регистрация: --
паланик бойцовский клуб

Adguard - popup blocker: "Thank you for the hard work. Really great job! It works perfect for me und Ads are really blocked from downloading. (German sites). Thank you!"
 
 
Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать