76-ой бензин закончится в 2012 году
76-ой бензин закончится в 2012 году

Еще в 2008 году наша страна приняла технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

А недавно правительство РФ наконец-то утвердило перечень национальных стандартов для исследования и отбора образцов различных видов бензина и дизтоплива.

Речь о распоряжении правительства РФ № 1191-р с длинным бюрократическим названием "Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и осуществления оценки соответствия.

Несмотря на неудобоваримое название, это очень важный документ для каждого автовладельца, недовольного качеством бензина на АЗС. Ибо только благодаря ему отныне можно будет добиться ответственности продавцов некачественного бензина.

Этим же документом обязаны руководствоваться все проверяющие органы при контроле за автозаправками - в том числе по жалобам водителей. Напомним, что госконтроль за соблюдением требований к автомобильному топливу осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии («Ростехрегулирование»).

Отныне любой вид бензина и дизтоплива может быть продан потребителям только при обязательном подтверждении его соответствия техническому регламенту. При этом особое внимание обращается на соответствие регламенту октанового (для бензина) и цетанового (для дизтоплива) чисел.

Первое - показатель детонационной стойкости, второе - показатель воспламеняемости. Кроме того, регламент четко регулирует количество и состав присадок к топливу.

Автомобильный бензин должен соответствовать международным требованиям. Так, бензин всех допущенных к реализации марок не должен содержать железа, марганца, метанола и даже свинца, без которого ранее этот продукт вообще представить было нельзя. Но особые ограничения касаются наличия в бензине серы.

Массовая доля серы в бензине 92 и 95 марок (2 и 3 класса) должна составлять не более 500 и 150 мг/кг. Однако в скором времени в продаже этих "классов" не останется совсем. В стране будут продавать 95-й бензин только четвертого и пятого классов, с содержанием серы не более 50 и 10 мг/кг.

Дизтопливо у нас тоже должно остаться только «высших» классов - четвертого и пятого, с содержанием серы не больше чем в бензине. Между тем если на заправках города и страны бензин хорошего качества еще можно встретить нередко, то с дизтопливом -- большие проблемы.

Недаром автодилеры советуют крепко подумать, прежде чем покупать иномарки с дизельным двигателем: поездят на нашем дизтопливе -- и на ремонте разоришься.

В качестве уступки монополистам правительство разрешило еще три года - до начала 2012-го- реализовывать на АЗС страны бензин с октановым числом от 76 до 92 (2 -- 3 классов) и дизтопливо с цетановым числом 45.

Но лишь при условии, что остальные характеристики топлива будут соответствовать требованиям регламента. При этом низкокачественное дизтопливо разрешено применять лишь для сельхозтехники и внедорожников.

Однако с этим явно возникнут большие проблемы. Да и нашему автопрому от исчезновения низкооктанового бензина придется несладко. Специалисты считают, что при заправке тех же отечественных «Жигулей» (до седьмой модели) или незаменимых на селе УАЗ-иков бензином марки А-95 клапаны будут прогорать каждые полторы-две тысячи километров пробега.

Также производителям запрещено добавлять в автомобильный бензин и дизтопливо металлосодержащие присадки. Видимо, это связано с их особой токсичностью при выбросах продуктов сгорания бензина в атмосферу.

А ведь главная цель регламента – экология. В особенности в больших административных центрах вроде Якутска, на качество воздуха в которых автомобильные выхлопы оказывают решающее влияние.

Из других добавок в бензине разрешены красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. Не запрещены также моющие присадки, не ухудшающие показатели и свойства топлива.

Особо оговорено, что автомобильное топливо может содержать только присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Помимо прочего, изготовитель (продавец) обязан указывать в паспорте к автомобильному бензину и дизтопливу и даже в рекламе не только марку бензина и дизтоплива, но и и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен. Обязательны во всех этих документах также сведения о наличии, содержании и свойствах любых присадок и красителей или об их отсутствии.

При реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции и другие документы.

Изготовители и продавцы автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны размещать сведения о продаваемом товаре в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей.

Ответственность за соблюдение регламента возлагается на производителей и продавцов топлива. Они обязаны иметь сертификаты и декларации о соответствии каждой партии топлива установленным в регламенте требованиям. Срок действия сертификата и декларации соответствия составляет 3 года.

Владельцы топлива при этом сами обеспечивают анализ проб в независимой аккредитованной испытательной лаборатории. А государство в лице Ростехрегулирования вправе и даже обязано эти данные периодически проверять.

Однако здесь есть определенные сложности. Госконтроль за соблюдением регламента осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля».

А это означает, что с нового 2010 года проверки будут возможны... только раз в три года. Причем по графику, согласованному с прокуратурой и обнародованному для сведения всех проверяемых лиц. В таких условиях жуликам ничего не стоит разбавлять бензин не только ослиной мочой, как в незабвенных «Джентльменах удачи», но и чем-нибудь похуже.

Единственное важное исключение - жалобы граждан. Для их проверки не требуется ни соблюдения трехлетнего срока, ни предварительного уведомления проверяемых. Так что все зависит от активности самих водителей.

Неудивительно, что специалисты рекомендуют автовладельцам хранить чеки на автомобильное топливо. При поломке автомобиля по причине плохого качества топлива это будет единственным основанием для проверки продавшей его АЗС и требований о возмещении ущерба.

Технический регламент определяет предельные сроки реализации бензина и дизтоплива со «старыми» характеристиками. Уже в 2011 году из продажи исчезнет бензин класса 2. В 2012 году прекратится производство бензина и дизтоплива класса 3. А уже через четыре года в нашей стране вправе будут продавать только топливо стандарта Евро-5.

Правда, сколько оно при этом будет стоить. неизвестно. В техническом регламенте такие тонкости не прописаны.