Россия на пороге освоения нового вида топлива
Россия на пороге освоения нового вида топлива

Как сообщает РИА «Новости», отечественным глубоководным обитаемым аппаратам «Мир» во время погружения в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург (Южная котловина Байкала) удалось поднять на поверхность около 5 килограммов газогидратов.

Газовые гидраты – это кристаллические соединения, образующиеся при определенных термобарических условиях из воды и газа. Гидраты газа внешне напоминают спрессованный снег и могут гореть.

Благодаря своей структуре единичный объем газового гидрата может содержать до 160-180 объемов чистого газа, они легко распадаются на воду и газ при повышении температуры.

Газогидраты в мировом сообществе рассматриваются как перспективная альтернатива современному топливу. Мировые запасы газогидратов содержат больше углеводорода, чем все разведанные на сегодня запасы нефти и газа.

Например, объемы залежей газогидратов только в Байкале ученые оценивают наравне с запасами Ковыктинского месторождения в Иркутской области.

Но самое любопытное, это то, что газогидрат - возобновляемый ресурс.

Однако при всей уникальности озера Байкал самые большие запасы газогидратов все же находятся в Арктике, в Северном Ледовитом океане.

По мнению директора института криосферы Земли СО РАН, академика Владимира Мельникова уменьшение вследствие глобального потепления ледовитости с 13 млн. кв.км. до 11, 5 млн. кв.км. сделало Арктику более доступной ареной борьбы многих государств, которые сегодня активно вмешиваются в международный раздел этих пространств, оспаривая и отстаивая свои права на определенный сектор Арктики.

Северный Ледовитый океан - самый богатый из всех океанов по запасам углеводородного сырья. «Этими резервными запасами уже сейчас интересуются все страны, где природного газа нет. Японцы, китайцы, индийцы, они уже тратят сотни миллионов долларов на изучение газовых гидратов», – уверяет Владимир Павлович.

Однако у России и тут своя, особенная стать. Как отметил академик Мельников, уменьшение ледового покрова Арктики открывает доступ к новым, более эффективным маршрутам транспортировки углеводородов. Будет более стабильным функционирование Северного морского пути.

Тем не менее, даже при наличии всех благоприятных условий изучение Арктики для России остается пока неподъемной задачей. «Даже просто исследование Арктики нам самим не по силам, - подчеркнул Владимир Павлович, - То, что относится к западному сектору Арктики, исследовано значительнее сильнее, чем весь арктический сектор России. За исключением месторождений в районе Печерского и Баренцева морей».

По мнению академика, в России устарели нормативные документы, прекратили свою работу институты, отвечавшие за выработку и соблюдение норм.

«Из-за отсутствия системности в первую очередь страдает экология, - говорит Мельников. Зачастую тендеры выигрывают организации, не имеющие понятия о специфике территории. В результате страна несет колоссальные потери природных и материальных ресурсов.
Один из примеров разрушительного хозяйствования - Норильский промышленный район, некогда считавшийся нашей гордостью, образцовым объектом, построенным на мерзлоте. Только в период с 1990 по 2000 год там было снесено порядка 300 зданий». Несовершенство используемых технологий изысканий и строительства на многолетнемерзлых грунтах подтверждают и цифры из доклада Газпрома. Из-за различных технологических отказов концерн ежегодно теряет до 29% добычи.

Увы, но Якутия тоже вносит свои «пять копеек» в эту безрадостную статистику. Участившийся в последние годы домопад в столице республики трудно объяснить иначе, чем как результат хаотичного, безответственного и точно далеко не грамотного хозяйствования.