Проект Закона РС(Я) "О государственной поддержке культуры и искусства в РС(Я)", разработанный с участием Ассоциации "Зелёная Республика"
Проект


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ КУЛЬТУРЫ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

Признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении самобытности и традиций народов Республики Саха (Якутия), утверждении их достоинства, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции культуры народов Республики Саха (Якутия) в мировую культуру,
настоящий Закон определяет правовые, экономические, организационные основы развития культуры на территории Республики Саха (Якутия) и направлен на регулирование отношений в области культуры.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о культуре

Законодательство о культуре состоит из соответствующих положений Конституции Республики Саха (Якутия), настоящего закона и иных законодательных актов, действующих на территории Республики Саха (Якутия).

Статья 2. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) о культуре

Задачами законодательства Республики Саха (Якутия) о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан в Республике Саха (Якутия) на культурную деятельность;
регулирование отношений по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей;
содействие развитию культуры многонационального народа Республики Саха (Якутия), интеграции ее в мировую культуру;
определение принципов государственной культурной политики в Республике Саха (Якутия), правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.
творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.
культурное наследие многонационального народа Республики Саха (Якутия) - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов Республики Саха (Якутия), их вклада в мировую цивилизацию, являющиеся составной частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области культурного развития - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется Республика Саха (Якутия) в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры и искусства, а также сама деятельность Республики Саха (Якутия) в области культуры и искусства.

Статья 4. Область применения Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке культуры в Республике Саха (Якутия)»

Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:
художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование;
книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело в соответствии с действующим законодательством;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в области культуры;
научные исследования культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов, оборудования, музыкальных инструментов и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Основные принципы государственной культурной политики Республики Саха (Якутия)

Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области культуры строится на основе следующих основных принципов:
равенство прав всех народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), в создании, сохранении, распространении и освоении культурных ценностей;
приоритет общечеловеческих духовных ценностей;
свобода творческой деятельности;
защита интеллектуальной собственности;
общедоступность культурных ценностей;
сочетание государственных и общественных начал в организации культурной деятельности;
Организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области культуры являются республиканские (государственные) программы развития культуры, утверждаемые Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Статья 6. О статусе культуры в государственных и иных программах развития Республики Саха (Якутия)

В Республике Саха (Якутия) программы развития культуры равнозначимы программам социально-экономического, научно-технического, экологического развития и являются обязательной составной частью государственных и муниципальных программ. В этих целях государственные программы развития, а также аналогичные им программы развития городских округов, муниципальных районов и отдельных поселений подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Глава II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 7. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность

В Республике Саха (Якутия) культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Статья 8. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Статья 9. Право на творчество

Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями как на профессиональной.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Статья 10. Право на личную культурную самобытность

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Статья 11. Право на приобщение к культурным ценностям

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Право на гуманитарное и художественное образование

Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об образовании.

Статья 13. Право собственности в области культуры

Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.
Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Право создавать общественные объединения в области культуры

Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.

Статья 16. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности

Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Право на культурную деятельность в зарубежных странах

Граждане имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Статья 18. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Саха (Якутия) имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются только законом.

Глава III. ПРАВА И СВОБОДЫ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ


Статья 19. Сохранение и развитие культурной самобытности многонационального народа Республики Саха (Якутия)

Многонациональный народ Республики Саха (Якутия) сохраняет и развивает свою культурную самобытность, защищает, восстанавливает и сохраняет исконную культурно-историческую среду обитания.
Республика Саха (Якутия) создает условия для возрождения и развития сложившихся на территории республики исторических традиций, народного творчества, фольклора, праздников, традиционных промыслов, ремесел, архитектурных форм национального градостроения, декоративно-прикладного искусства.

Статья 20. Право на культурно-национальную автономию

Республика Саха (Якутия) гарантирует право всем этническим общностям на культурно-национальную автономию.
Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:
разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;
содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, республиканские и иные ассоциации.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом.
Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

Статья 21. Культурные связи Республики Саха (Якутия) с соотечественниками за пределами Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) содействует открытию якутских национальных центров, обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций за пределами Республики Саха (Якутия), осуществляет творческую, научно-методическую, организационную, моральную и материальную поддержку их деятельности, принимает меры по заключению межрегиональных и межгосударственных соглашений в этой области

Глава IV. СТАТУС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 22. Государство и положение творческих работников

Республика Саха (Якутия):
признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности;
гарантирует свободу творчества, моральные, экономические и социальные права;
стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;
обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;
обеспечивает условия труда и занятости творческих работников;
способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества:
способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;
содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;
расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;
реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;

Статья 23. Государство и организации творческих работников

Республика Саха (Якутия):
содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников;
обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
создает координирующий орган в целях эффективного взаимодействия творческих союзов и государства;
содействует в правовом, социально-экономическом и других отношениях творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций.
Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством.

Статься 24. Творческие заказы

Для решения социальных и культурных задач, стимулирования творческого поиска государственные органы, предприятия, учреждения, организации, физические лица могут оформлять целевые творческие заказы (в том числе на конкурсной основе) на создание новых произведений искусства, проведение культурно-просветительских мероприятий.

Глава V. ОБЯЗАННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Статья 25. Государственные программы сохранения и развития культуры в Республике Саха (Якутия)

Государственные органы власти Республики Саха (Якутия) разрабатывают республиканские государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

Статья 26. Обязанности Республики Саха (Якутия) по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Республика Саха (Якутия) ответственна перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:
поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;
способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Статья 27. Обязанности Республики Саха (Якутия) по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности

Представительная, исполнительная и судебная власти в Республике Саха (Якутия) выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Статья 28. Обязанности Республики Саха (Якутия) по обеспечению развития культуры в сельской местности

В Республике Саха (Якутия) обеспечивается приоритет развития культуры в сельской местности. Органы государственной власти Республики Саха (Якутии) содействуют обеспечению развития культуры в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
Муниципальные образования на уровне муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) обязаны иметь муниципальные программы сохранения и развития сети муниципальных учреждений культуры и искусства.
В этих целях органы власти муниципальных районов и городских округов создают координирующий орган в сфере культуры и искусства и устанавливают норматив отчислений на реализацию программ сохранения и развития сети муниципальных учреждений культуры и искусства в виде фиксированного процента от расходной части местного бюджета.

Статья 29. Обязанности Республики Саха (Якутия) по преодолению монополии в области культуры

Действия органов государственной власти и управления Республики Саха (Якутия), должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства.
Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.

Статья 30. Обязанности Республики Саха (Якутия) по созданию условий для самореализации талантов

Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются республиканскими программами сохранения и развития культуры.

Статья 31. Обязанности Республики Саха (Якутия) по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации

Республика Саха (Якутия) осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

Глава VI. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ


Статья 32. Полномочия Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области культуры

К ведению Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области культуры относятся:
участие в определении республиканской государственной культурной политики и утверждение важнейших республиканских государственных программ в области культуры:
законодательное регулирование в области культуры, в том числе правовое регулирование порядка распоряжения национальным культурным достоянием Республики Саха (Якутия);
утверждение бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов на культуру;
установление налоговых льгот в соответствии с законодательством:
контроль за исполнением законодательства в области культуры;

Статья 33. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области культуры

К ведению Правительства Республики Саха (Якутия) в области культуры относятся:
осуществление государственной политики и реализация государственных программ в области культуры;
координация международных культурных обменов, осуществление внешнеэкономической деятельности в области культуры в соответствии с законодательством;
установление порядка финансирования государственных организаций культуры, норм и видов материального обеспечения работников культуры;
предоставление льгот в пределах своей компетенции;
создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры республиканского подчинения в соответствии с законодательством;
определение принципов республиканской государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по республиканским учреждениям культуры;
определение порядка государственного учета культурных ценностей;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) республиканского значения;
организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Республики Саха (Якутия);
создание и поддержка государственных республиканских музеев;
организация и поддержка учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия);
поддержка народных художественных промыслов на территории Республики Саха (Якутия);
поддержка республиканских и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Правительство Республики Саха (Якутия) присваивает государственным учреждениям культуры и искусства Республики Саха (Якутия) статус национальных учреждений согласно профилю их деятельности.
К национальным учреждениям культуры Республики Саха (Якутия) могут быть отнесены государственные учреждения культуры и искусства республики Саха (Якутия) наиболее значимые для сохранения культурного наследия и традиций, связанных с особенностями истории и культуры Республики Саха (Якутия).
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.

Статья 34. Полномочия органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченного в области культуры

К ведению органа исполнительной власти республики Саха (Якутия), уполномоченного в области культуры, относятся:
участие в разработке и реализации республиканской государственной культурной политики;
приобретение культурных ценностей от имени государства;
информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности;
осуществление государственного учета культурных ценностей;
разработка и утверждение методических рекомендаций в области культуры;
прогнозирование развития сети организаций культуры;
осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством;

Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;
создание музеев;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
создание музеев;
создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
создание музеев;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

Глава VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 36. Право собственности на культурные ценности в Республике Саха (Якутия)
Культурные ценности в Республике Саха (Якутия) независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в государственной собственности Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), муниципальной собственности, частной собственности физических и юридических лиц. Виды культурных ценностей, которые могут находиться только в государственной собственности, устанавливаются федеральным законодательством.
Порядок приобретения и прекращения права собственности на культурные ценности в Республике Саха (Якутия), а также владения, пользования и распоряжения ими устанавливается гражданским, градостроительным, земельным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством о культуре, а также законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере охраны и использования объектов культурного наследия.
Собственник культурных ценностей в республике Саха (Якутия) несет бремя содержания принадлежащих ему культурных ценностей с учетом требований, установленных федеральным и республиканским законодательством.

Статья 37. Приватизация в области культуры

Культурное наследие народов Республики Саха (Якутия), в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.
Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации при условии:
сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;
сохранения профильных услуг;
организации обслуживания льготных категорий населения;
обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).

Статья 38. Источники финансирования культуры и культурной деятельности в республике Саха (Якутия)
Финансовые средства в области культуры формируются за счет:
ассигнований на культуру из бюджета Республики Саха (Якутия);
доходов от деятельности организаций культуры;
добровольных взносов, пожертвований от юридических и физических лиц, а также международных организаций;
средств от иных источников, не запрещенных законодательством.
Объем государственного финансирования культуры определяется при утверждении бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.
Размеры и нормативы финансирования государственных организаций культуры подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования культуры.
Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством и уставом организации культуры. Средства, не использованные в текущем отчетном периоде, изъятию не подлежат и используются в дальнейшем на уставные цели.
Организации культуры могут пользоваться кредитами банков в порядке, установленном законодательством.

Статья 39. Фонды развития культуры

Граждане и юридические лица вправе учреждать фонды развития культуры в соответствии с законодательством.

Статья 40. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры

Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются действующим законодательством. Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции могут выступать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), а также иные юридические и физические лица.

Статья 41. Особенности управления организацией культуры

Особенности структуры органов управления организации культуры, компетенция этих органов, порядок их формирования и порядок деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации и уставом такой организации.
По инициативе организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может принять решение об упразднении наблюдательного совета автономного учреждения. В этом случае функции наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные федеральным законом об автономных учреждениях, исполняются учредителем.
Уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и других) и могут определяться их функции.

Статья 42. Финансовые ресурсы организации культуры

Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.
Учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения:
осуществляет финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;
обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.
Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.
Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Статья 43. Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных организаций культуры

Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством.

Статья 44. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры

Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством.
Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору, заключенному между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
Организации культуры (за исключением бюджетных учреждений) могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог.

Статья 45. Цены и ценообразование в области культуры

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для данных категорий населения устанавливается в соответствии с законодательством.

Статья 46. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности

Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.
Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы действующего законодательства.
Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.
Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления тех уровней, в собственности которых находятся соответствующие памятники и закрепленные за ними исторические территории и охранные зоны.
При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.

Статья 47. Трудовые отношения в сфере культуры, искусства и кинематографии

Трудовые отношения в сфере культуры, искусства и кинематографии регулируются законодательством о труде Российской Федерации.
Специалистам организаций (учреждений) культуры, искусства и кинематографии, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), в зависимости от стажа работы по специальности устанавливается надбавка за выслугу лет в следующих размерах от должностного оклада: при стаже работы от 5 до 10 лет – 20 процентов, от 10 до 15 лет – 25 процентов, от 15 до 20 лет – 30 процентов, от 20 до 25 лет – 35 процентов, от 25 лет и свыше – 40 процентов.
Действие части 2 настоящей статьи не распространяется на лиц, получающих надбавки в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О библиотечном деле».
Надбавка за выслугу лет специалистам муниципальных организаций (учреждений) культуры, искусства и кинематографии устанавливается органами местного самоуправления. При этом уровень надбавок за выслугу лет специалистов муниципальных организаций (учреждений) не может быть ниже уровня соответствующих надбавок специалистов организаций (учреждений) культуры, искусства и кинематографии, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия).

Статья 48. Гранты в сфере культуры, искусства и кинематографии

Деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии может осуществляться за счет грантов.
Гранты предоставляются работникам и организациям (учреждениям) культуры, искусства и кинематографии.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с действующим законодательством, а также на тех условиях, на которых эти гранты выделяются.

Статья 49. Поощрение работников культуры

За особые заслуги в развитии культуры, воспитании и подготовке творческих кадров, большой вклад в развитие культуры работники культуры могут быть представлены к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, премированию и другим видам материального поощрения.

Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Статья 50. Государственная поддержка культуры
Государственная поддержка культуры в Республике Саха (Якутия) предусматривает:
социальную поддержку работников культуры;
меры государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
меры государственной поддержки организаций культуры и искусства;
меры государственной поддержки кинематографии
меры государственной поддержки народных художественных промыслов
меры государственной поддержки творческих работников

Статья 51. Социальная поддержка работников культуры

На педагогических работников учебных заведений культуры распространяется Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании».
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с их компетенцией могут за счет собственных средств предоставлять работникам культуры дополнительные льготы в порядке, установленном законодательством.
Работникам организаций (учреждений) культуры, искусства и кинематографии, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и расположенных в сельской местности, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
Молодым специалистам (выпускникам высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства), прибывшим на работу в организации (учреждения) культуры, искусства и кинематографии, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия) и расположенные в сельской местности, выплачивается единовременное пособие в порядке, установленном для молодых специалистов, окончивших сельскохозяйственные высшие и средние специальные учебные заведения.
Меры социальной поддержки специалистов муниципальных организаций (учреждений) культуры, искусства и кинематографии устанавливаются органами местного самоуправления. При этом уровень социальной поддержки специалистов муниципальных организаций (учреждений) не может быть ниже уровня социальной поддержки специалистов организаций (учреждений) культуры, искусства и кинематографии, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия).
Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной поддержки творческих работников могут создавать службы содействия трудоустройству и специальные фонды для оказания социальной поддержки указанной категории граждан.
Пенсионное обеспечение работников организаций культуры производится в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.
Члены творческих союзов и ассоциаций, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, единственным источником доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.

Статья 52. Меры государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

Государственная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в области культуры и искусства предусматривает реализацию органами государственной власти Республики Саха (Якутия) следующих мер:
организация выставок и конкурсов в области культуры и искусства с целью выявления одаренных детей и талантливой молодежи;
поощрение одаренных детей и талантливой молодежи за достижения в области культуры и искусства;
предоставление одаренным детям и талантливой молодежи стипендий и премий Президента Республики Саха (Якутия);
проведение творческих смен и семинаров при организации отдыха и оздоровления одаренных детей;
направление одаренных детей и талантливой молодежи – лауреатов зональных и республиканских выставок и конкурсов в области культуры и искусства на межрегиональные, всероссийские и международные выставки и конкурсы в области культуры и искусства;
содействие в получении одаренными детьми и талантливой молодежью среднего и высшего профессионального образования;

Статья 53. Меры государственной поддержки организаций культуры и искусства

Государственная поддержка организаций культуры и искусства предусматривает реализацию органами государственной власти Республики Саха (Якутия) следующих мер:
информационно-методическое, организационное и иное содействие развитию на территории Республики Саха (Якутия) организаций культуры и искусства всех форм собственности и творческой направленности, в том числе организаций культуры и искусства, осуществляющих привлечение детей и молодежи к творчеству и культурному развитию;
организация и развитие гастрольной, выставочной деятельности государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), создание условий для развития их межрегиональной и межгосударственной деятельности;
финансовое содействие деятельности организаций культуры и искусства, не находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления республики Саха (Якутия);
поощрение организаций культуры и искусства за достижение наилучших показателей в области культуры и искусства;
стимулирование развития организаций культуры и искусства посредством организации выставок, фестивалей и иных мероприятий в области культуры и искусства;
Законами Республики Саха (Якутия), регулирующими вопросы организации и деятельности отдельных видов учреждений культуры и искусства, могут устанавливаться иные меры государственной поддержки этих учреждений.

Статья 54. Меры государственной поддержки кинематографии

Государственная поддержка кинематографии предусматривает реализацию органами государственной власти Республики Саха (Якутия) следующих мер:
пропаганда и популяризация киноискусства произведений отечественного кинематографа;
организация комплектования республиканского фильмофонда национальными фильмами;
финансирование в установленном порядке за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия) кинолетописи Республики Саха (Якутия);
финансовое содействие деятельности по производству, прокату, показу, сохранению и реставрации национальных фильмов на территории Республики Саха (Якутия);
организация проведения кинофестивалей и других культурных мероприятий.

Статья 55. Меры государственной поддержки народных художественных промыслов

Государственная поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) предусматривает реализацию органами государственной власти Республики Саха (Якутия) следующих мер:
информационно-методическое, организационное и иное содействие сохранению, возрождению и развитию на территории Республики Саха (Якутия) народных художественных промыслов;
установление мест традиционного бытования народных художественных промыслов;
поощрение организаций народных художественных промыслов и мастеров народных художественных промыслов за достижения в области сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
финансовое содействие деятельности организаций народных художественных промыслов и мастеров народных художественных промыслов.

Статья 56. Меры государственной поддержки творческих работников

Государственная поддержка творческих работников предусматривает реализацию органами государственной власти Республики Саха (Якутия) следующих мер:
стимулирование деятельности творческих работников посредством организаций выставок, фестивалей и иных мероприятий в области культуры и искусства;
финансовое содействие деятельности творческих работников;
поощрение творческих работников за достижения в области культуры и искусства.

Статья 57. Порядок предоставления мер государственной поддержки

Предоставление мер государственной поддержки осуществляется органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области культуры.
Поощрение одаренных детей и талантливой молодежи, организаций культуры и искусства, организаций и мастеров народных художественных промыслов, творческих работников и их организаций осуществляется ценными призами на конкурсной основе.
Предоставление одаренным детям и талантливой молодежи стипендий и премий Президента Республики Саха (Якутия) осуществляется ежегодно на конкурсной основе за достижения в области культуры и искусства независимо от получения конкурсантами иных стипендий и премий.
Содействие в получении одаренными детьми и талантливой молодежью среднего и высшего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе путем заключения в установленном порядке государственных контрактов на оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия).
Предоставление мер государственной поддержки, предусмотренных абзацем 4 статьи 53, абзацем 5 статьи 54, абзацем 5 статьи 55, абзацем 3 статьи 56 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления субсидий и порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о защите конкуренции.
Порядок и условия предоставления мер государственной поддержки в части, не определенной настоящим Законом, порядок проведения и критерии конкурсных отборов в целях получения мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом, места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области культуры.
Дополнительные мероприятия по государственной поддержке культуры в республике Саха (Якутия) могут предусматриваться республиканскими государственными долгосрочными целевыми программами (подпрограммами) в сфере сохранения и развития культуры в Республике Саха (Якутия).


Глава IX. КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ


Статья 58. Субъекты международных культурных обменов

Республика Саха (Якутия) содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах физических лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры.

Статья 59. Политика и приоритеты международных культурных обменов

К числу приоритетных направлений международных культурных обменов Республики Саха (Якутия) относятся:
совместное производство культурных ценностей;
охрана и реставрация уникальных памятников истории и культуры;
подготовка и стажировка кадров работников культуры;
создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности;
обмен методиками, учебными программами и пособиями в области культуры.

Статья 60. Участие в международных организациях культуры

На территории Республики Саха (Якутия) могут создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций, деятельность которых не противоречит законодательству. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами.

Глава IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Закона Республики Саха (Якутия)

Нарушения настоящего Закона Республики Саха (Якутия) влекут юридическую ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона Республики Саха (Якутия)

Настоящий Закон Республики Саха (Якутия) вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент
Республики Саха (Якутия)
В.А.ШТЫРОВ