Большие игры вокруг большой «трубы»
Большие игры вокруг большой «трубы»


Известно, что именно сегодня, 1 апреля, на стол премьера российского правительства должны лечь предложения по механизму финансирования через госгарантии по кредитам и другим формам господдержки инфраструктурных проектов в Восточной Сибири, в том числе магистрального нефтепровода ВС-ТО.

Такое поручение профильным ведомствам дал Владимир Путин в ходе последнего совещания по поддержке нефтяной отрасли.

Стоит признать, реакция чиновников была стремительной, но адекватной. Уже 24 марта «Транснефть» устами руководителя своей пресс-службы Игоря Демина победно отрапортовала об успехе переговоров с китайской стороной по деталям строительства ответвления от ВС-ТО до КНР.

К финансам данные переговоры имеют самое прямое отношение, поскольку подписанные в феврале этого года между Россией и Пекином договоры об организации поставок российской нефти в КНР и строительстве ответвления от нефтепровода ВС-ТО в Китай, вступят в силу лишь после ратификации специального межправительственного соглашения в нефтяной сфере. Которое, кстати, еще только предстоит подписать.

Напомним, что согласно достигнутым 17 февраля договоренностям «Транснефть» обязалась построить ответвление на Китай длиной 1020 км. В ответ китайская сторона предоставит российским компаниям «Транснефти» и «Роснефти» кредит на общую сумму в $25 млрд. Согласно договоренностям в течение 20 лет Россия будет поставлять в Китай ежегодно 15 млн. тонн нефти. Срок ввода в эксплуатацию китайской ветки – 2010 год.

Не дремал и Минприроды России. Уже на следующий день после пафосных реляций «Транснефти» глава ведомства Юрий Трутнев доложил Президенту страны Дмитрию Медведеву, что для заполнения первой очереди Восточного нефтепровода имеется достаточная ресурсная база.

По словам министра в результате проведенных исследований в зоне строительства ВС-ТО обнаружены месторождения углеводородов с потенциалом 1,8 млрд. тонн.

А 30 марта в СМИ появилась информация, что «Транснефть» привлекла кредит в размере около 12,9 млрд. руб. для реализации проекта ВС-ТО. Средства предоставил Сбербанк России.

Одновременно выяснилось, что еще в середине марта совет директоров «Транснефти» одобрил дебютный выпуск рублевых облигаций на сумму 35 млрд. рублей.

Не обошлось и без политических спекуляций на актуальной теме. В конце марта в Госдуме разгорелся форменный скандал, когда депутат от фракции КПРФ Серей Левченко направил в правительство запрос о целесообразности финансирования строительства ВСТО.

Видимо, для придания дополнительной солидности своим аргументам, г-н Левченко направил запрос не от собственного имени, а от имени всего думского Комитета по энергетике, что добавило накала разгоревшимся страстям, но породило резонные сомнения в объективности документа.

Однако последнее слово, как и положено, осталось за властью. Буквально вчера, 31 марта, вице-премьер Правительства РФ Игорь Сечин сделал заявление, что подписание российско-китайского межправительственного соглашения в нефтяной сфере должно состояться «в ближайшие неделю-две».

Увы, но сама «Транснефть» тем временем уже традиционно продолжает демонстрировать полную беспомощность и непрофессионализм в деле информационной защиты собственных интересов. Чего, к примеру, стоит следующий пассаж в одной из последних публикаций:

«Как ранее сообщали региональные СМИ, различные акции на территории Дальнего Востока против строительства ВС-ТО направлены на задержку и срыв сроков реализации проекта, а главные активисты получают финансовую поддержку структур Госдепа США. Смыкание позиций КПРФ и американских властей усиливается…».

Без комментариев.