Видеть дальше собственного носа
Видеть дальше собственного носа


На прошлой неделе в России вновь подешевел бензин. Удешевление топлива было зафиксировано в 50 центрах субъектов Российской Федерации. В 31 региональном центре страны цены на бензин остались на уровне предыдущей недели.

И только в далекой Махачкале и славном граде Якутске зарегистрировано увеличение средних цен на бензин соответственно на 0,3% и 0,1%.

При этом все мы прекрасно помним, как в результате мирового экономического кризиса на фоне всеобщего падения цен на автомобильное топливо в стране, якутские цены упрямо держались на явно завышенной отметке.

Объяснение этому только на первый взгляд странному явлению нашлось довольно простое – львиная доля топлива для республики закупается весной в Ангарске и завозится танкерами в летнюю навигацию. Поэтому осеннее падение цен на бензин у производителей не могло радикально повлиять на цену топлива для конечного покупателя в Якутске.

Общество приняло эту информацию и молча смирилось с ней.

Между тем, аккурат в канун мирового кризиса, весной 2008 года, в поселке Жатай прошли Общественные слушания «по оценке воздействия на окружающую среду деятельности опытно-промышленной установки по переработке природного газа».

И то же общество, при активном участии народного депутата республики Алексея Шеметова, выступило категорически против нового строительства. Причем на весьма спорных основаниях.

Как писало по этому поводу ИА SakhaNews: «Небезынтересен тот факт, что основная группа активистов, инициировавшая одобрение или порицание аудиторией выступавших, была явно не из Жатая.

Она состояла из членов ряда экологических организаций Якутска, настроенных принципиально против строительства газохимического комплекса, и аргументы «за» их в принципе не интересовали. Позиция же самих жителей Жатая, руководителей муниципального образования так и не прозвучала…».

А ведь опытно-промышленная установка по переработке природного газа должна была стать лишь первым этапом строительства Якутского газохимического комбината, рассчитанного, в том числе, на выпуск высококачественного синтетического бензина и дизтоплива общим объемом до 400 тыс. тонн в год.

Понятно, что новая экономическая «точка роста» обеспечила бы значительное число дополнительных рабочих мест, и принесла бы многомиллионные доходы в муниципальный и иные бюджеты.

Но самое главное, со временем Якутский ГХК позволил бы избавиться от затратного заблаговременного завоза моторных топлив и диктата цен со стороны Ангарской нефтехимической компании, имеющей практически монопольное влияние на якутский топливный рынок.

Обидно, что «благодаря» популистским настроениям отдельных общественников и примкнувшего к ним г-на Шеметова начало строительства важного для многих якутян объекта оказалось отброшенным на неопределенный срок.

К счастью, еще не все потеряно. На прошедшем 4-6 марта в Ханты-Мансийске Первом международном газохимическом форуме IGCF'09 генеральный директор ЗАО «Восточно-сибирская газохимическая компания» Александр Климентьев провел презентацию проекта переработки природного газа в Центральной Якутии в условиях глобального экономического кризиса.

Конечно, общее падение цен на энергоносители негативно сказалось и на этом проекте. Однако кризисные явления как правило сопровождаются одновременным снижением цен на промышленное оборудование, что позволяет значительно снизить капитальные затраты на возведение объектов.

Как ни покажется странным, но играет на руку и падение курса рубля относительно валют стран – потенциальных покупателей продукции Якутского ГХК. Большая курсовая разница повышает конкурентоспособность отечественной продукции.

Более того, сегодня государство пытается преодолеть последствия мирового кризиса, в том числе, посредством снижения налогового бремени перерабатывающих производств. И было бы грех не воспользоваться моментом.

Есть у проекта переработки природного газа в Центральной Якутии и своя изюминка, позволяющая рассчитывать на его реализацию даже в условиях глобального кризиса.

Дело в том, что проект по-своему очень гибок, так как состоит из двух очередей и пяти пусковых комплексов. Каждая технологическая цепочка будущего комбината вполне самодостаточна, а сроки ввода отдельных комплексов могут варьироваться в зависимости от конъюнктуры рынка и других внешних факторов. Соответственно, и вложения в проект могут быть растянуты во времени.

И последнее: когда-то наша республика должна, наконец, получить полноценную отдачу от своих природных богатств, в том числе и в виде высококачественного бензина. В конце концов, кризисы приходят и уходят, а Якутии давно пора избавляться от сомнительной чести называться «сырьевым придатком».